Мегапроект
"Российский Ренессанс"

Первый профессиональный гражданский проект по системному развитию экономики, бизнеса, образования, науки и искусства России.

Проект «Адаптивный налоговый курс»
(Стимулирующая налоговая система)

Предварительная информация.

Первоначально проект «Адаптивный налоговый курс» разрабатывался для Агентства стратегических инициатив в соответствии с ранее полученными рекомендациями Минэкономразвития. Однако, инновационная методология проекта, построенная на принципах самоорганизации систем, быстро показала невозможность вписать содержательную часть проекта в формат документов, который предусматривает регламент АСИ. В связи с этим было принято решение из двух пунктов:

  1. Все же представить проект в АСИ во исполнение рекомендаций Минэкономразвития с прогнозируемым результатом, а также в целях общего информирования о новом направлении.
  2. Приступить к поэтапной реализации проекта путем организации взаимодействия науки, бизнеса и власти. Эта функция была поручена редакции журнала «Личность и Культура», как Координатора Мегапроекта «Российский Ренессанс», в составе которого реализуется проект «Адаптивный налоговый курс».

   

Аннотация
(Презентация проекта представлена в разделе «Хроника» на сайте
журнала «Личность и Культура» www.лик-спб.рф)

Концепция стимулирующей налоговой системы «Адаптивный налоговый курс» (АНК) разработана в 2000 г. специалистами ЗАО «Гуманитарный фонд», как внутренний ресурс развития страны, см. «Деньги для России» //Личность и Культура. – 2000. - № 3.
АНК сочетает цели бюджетной политики и капитала. Для этого рост доходов субъектов бизнеса облагается налогами дифференцированно. Одна часть, «нормативная», подлежит общему режиму налогообложения. Другая– сверхнормативная часть дохода – облагается по сниженным (вплоть до 0) ставкам. Так бизнесу задается норма отчислений в госбюджет, а часть дополнительных доходов (или весь их объем) служит росту капитала. Это позволяет уверенно планировать инвестиции в целях различных форм развития.
Реализация АНК требует двух главных условий. Первое -  создание нормативно-критериальной базы обращения капитала, которая позволяет оценить продуктивность капитала при различных режимах обременения, структуры себестоимости продукта, а также других сопутствующие факторов, в числе которых вопросы местного управления (проект «Невский Меморандум», 2002 г.). Второе – разработка вариативных проектов Национального и Региональных Хозяйственных Комплексов, что позволяет связать ресурсы страны в гармоничный баланс секторов экономики. Этим целям служит ряд инновационных подходов: ресурсный баланс, «приведенные величины» и др.
АНК сочетает элементы рыночной и плановой экономики, что крайне важно для такой крупной социально-экономической системы, как Россия в фазе трансформаций.
Реализация АНК придает государственной политике качественно иной уровень знаний, обеспечивая стране стабильный режим развития. Такие условия привлекательны и для иностранных инвестиций, особенно глубоко интегрированных в российской экономике с учетом мировой конъюнктуры.
Для реализации АНК необходим тесный альянс и взаимодействие науки, бизнеса и власти («Невский Меморандум») на основе нового понятийного аппарата.  Практически нужна новая культура, адекватная историческому времени. Задачам такой культуры служит информационная политика редакции журнала «Личность и Культура», который был создан после дефолта в августе 1998 г. именно с этой целью. За истекший период ряд материалов журнала уже реализован в государственной политике.   
Системное сотрудничество важнейших институтов общества, ориентированных на приоритеты новой культуры, коренным образом изменят жизнь в стране. Через 7-9 лет Россия неузнаваемо преобразится.

Механизм и поэтапный план реализации проекта
(Цифры в скобках (Проект …) указывают на номер проекта в составе Мегапроекта «Российский Ренессанс», который схематично приведен в заключительной части)

  1. Механизм реализации проекта.

Предлагаемый механизм является инновационным для России и создан на основаниях системного подхода.  Используются два алгоритмических решения, которые реализуют фундаментальные законы систем.

    1. Первое решение - осуществляется взаимодействие трех институтов общества – науки, бизнеса и власти. Тем самым формируется трехкомпонентная система. В настоящее время преимущественно имеет место двухкомпонентные системы: власть-наука, власть – бизнес, бизнес-наука. Однако двухкомпонентные системы обладают низким потенциалом развития из-за высокой устойчивости.  В основном это – системы стагнации. Именно это свойство мы и наблюдаем в реальности.

Трехкомпонентные системы – неустойчивы и имеют высокую способность к трансформациям. Именно это свойство и использовано в механизме реализации проекта.
Впервые в российской практике трехкомпонентный тип системы был предложен в проекте «Невский Меморандум», разработанный специалистами ЗАО «Гуманитарный фонд» в 2002 г. как инструмент практической реализации Концепции государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, принятой Госсоветом в декабре 2001 г. Прошедший период полностью подтвердил обоснованность такого решения.
В целом основанием для всех подходов к решению задач служит опыт сотрудничества ЗАО «Гуманитарный фонд» с научным сообществом около с 1993 г. особо широкие представления о российской науке позволила получить работа редакции журнала «Личность и Культура» (ЛиК) с 1999 г. В настоящее время эти представления охватывают страну от Калининграда до Камчатки. Это позволяет создавать проекты самых крупных форматов.    

    1. Второе решение – реализация проекта строится на принципах самоорганизации систем с использованием эффектов синергетики.  Это существенно повышает эффективность механизма за счет широкой реализации обратной связи.

2. Порядок выполнения работ.
2.1. Участники работы:
■ Проектная группа из числа разработчиков Мегапроекта и Рабочей группы социально-экономического проектирования Санкт-Петербургского союза ученых (всего 6-8 специалистов и 10-12 сотрудников из группы обслуживания). Численность Проектной группы не является постоянной и может изменяться на различных стадиях проекта.
■ Профильные группы от 2-3 до 5 специалистов учреждений РАН и Минобрнауки в 15-18 учреждениях в различных регионах страны.
■ Аппарат экспертов и консультантов (всего 30-40 специалистов).
■ Широкий спектр объединений бизнеса, в первую очередь такие как РСПП, ТПП РФ, Деловая Россия, ОПОРА России и др.
■ Коллективы специалистов-участников Всероссийских научно-практических Интернет-конференций в рамках проекта «Поиск» (Проект 3).  
2.2. Содержание работ.
■ Формируется «отраслевой ландшафт» страны из числа основных субъектов бизнеса и оценивается индивидуальный и общехозяйственный технико-экономический потенциал на текущий период.
■ С учетом мирового опыта делается оценка достижимого потенциала в отраслевом и общеэкономическом порядке.  Это позволяет осуществлять экономическое планирование методом ресурсного баланса, как наиболее эффективного.
■ Вероятностным методом готовятся проекты Национального и Региональных Хозяйственных Комплексов, как справочный материал (Проект 1). 
2.2.1. Обобщаются данные науки по социально-экономическим параметрам страны.
2.2.2. Обобщаются, а при необходимости дополняются, данные практической деятельности предприятий. В частности, этим целям служат материалы Налоговых форумов, проводимых ТПП РФ. Также может использоваться опыт анкетного исследования в сфере малого и среднего бизнеса, проведенного в 2014 г. при поддержке Администрации Президента РФ специалистами ЗАО «Гуманитарный фонд» и СПб ГБУ «Центр развития и поддержки предпринимательства».
2.2.3. Методами логико-математического анализа разрабатывается нормативно-критериальная база, которая позволяет оценить признаки оптимального обременения капитала.
2.2.4. Для оценки экономического состояния предприятий разрабатывается новая форма бухгалтерской отчетности, которая более полно отражает реальную ситуацию и тенденции к ее изменению (Проект 5). Это позволит своевременно фиксировать как отрицательные, так и положительные факторы. 
2.2.5. По результатам п.п. 2.1. и 2.2. разрабатываются первичные рекомендации по величине «нормативного роста выручки» (В) и «сверхнормативной» (Н).
2.2.6. Выборочно ведется корректировка результатов по п. 2.3. для реальных условий на базе ряда контрольных предприятий.
2.2.7. Разрабатываются решения по совершенствованию управления территорией и система дистанционного анализа его социально-экономического состояния, (Проект 6). Это необходимо для своевременной фиксации положительных и отрицательных тенденций.
2.2.8. Средствами журнала «Личность и Культура» (Проект 14) и Национального Гуманитарного Университета России осуществляется коренная перестройка понятийной системы в сфере бизнеса и региональной власти на основах культурного наследия человечества, как это имело место в эпохи европейского Ренессанса и Просвещения. Формируется единое понятийное пространство адекватное стоящим задачам (А. Эйнштейн):. «Вы никогда не сумеете решить возникшую проблему, если сохраните, то же мышление и тот же подход, который привел вас к этой проблеме). Это функции журнала отвечает комплекс его основных разделов: общество, власть, бизнес, труд, краткий курс (обще познавательный по разделам природы), наука, экономка, образование, религия, философия, история, психология, искусство.
В частности, журнал способствует эффектам синергетики проекта по п. 1.2.
2.2.9.  По результатам п.п. 2.4. и 2.6. разрабатывается соответствующее законодательство. При этом используются методы ресурсного баланса с применением «приведенных величин», что дает наиболее надежные результаты (Проект 1). 
«Приведенная величина» является безразмерным показателем, который получается путем деления показателя в денежном выражении на величину прожиточного минимума. В отличии от показателя в денежном выражении «приведенная величина» является фундаментальной единицей измерения в области экономики, т.к. отвечает природе этой сферы деятельности, исходя их этимологии термина: «эко» - среда обитания, «ном» - закон. Параметры среды обитания непосредственно связаны с прожиточным минимумом. 
2.2.10. Осуществляется последовательное внедрение результатов работы с учетом апробации отдельных аспектов.
2.2.11. В рамках программы «Наука-стране» (редакции ЛиК) в профильные научные учреждения направляются предложения по темам кандидатских и докторских диссертаций и проводятся регулярные Всероссийские научно-практические Интернет-конференции в рамках проекта «Поиск». Это служит оптимизации решений.  
2.2.12. По результатам п. 2.7. ведется мониторинг ситуации и корректировка решений. Этот процесс осуществляется все последующие 20 лет на основе высокоструктурированного института, объединяющего науку, бизнес и власть. Данный институт отличает максимальная компетентность и мобильность.

3. Хронология работы.
Общая продолжительность проекта 4 года.
Расчетный период (условно) 2016-2019 г.г.
2016 г.:
■ Формируется система взаимодействия основных участников проекта по п. 2.1.
■ Начинается выполнение работ по п.п. 2.2.- 2.2.2., 2.2.7., 2.2.8., 2.2.11.
Общий результат – определены функции участников и весь спектр проблематики.  
2017 г. - Выполняются работы по п.п. 2.2.3. и 2.2.4.
Общий результат – получены базовые материалы для решения задач проекта.
2018 г. – выполняются работы по п.п. 2.2.5 и 2.2.6. Завершаются работа по п. 2.2.7.
Общий результат – завершена разработка основных решений.
2019 г. – выполняются работы по п.п. 2.2.9., 2.2.10, 2.2.12.
Общий результат – запущен процесс самоорганизации практического применения АНК.

 

Мегапроект «Российский Ренессанс» (Схема)
Цифры перед названием – номер проекта в общем составе Мегапроекта.
Жирным шрифтом указан целевой эффект.

Структурирующие проекты основной группы проектов без №№ 25 – 27 (специальных).
Базовые проекты

Локальные проекты
Инструментарий

Культурно-образовательные проекты
1. 2. 3.
1. Переход в экономическом планировании от метода экстраполяции к методу ресурсного баланса.  Максимальное использование ресурсов.

3. Проект «Поиск», www.poisk2020.ru
Линейки целевых Интернет- конференций по всему спектру проблем. Оптимальные и быстрые решения проблем.

2. Всеобщая изобразительная грамотность в России.

Передовые позиции России в современной цивилизации за счет нации с уникальным интеллектуальным и эмоциональным аппаратам.
1.1. Проекты Национального и Региональных  Хозяйственных Комплексов. Ориентиры роста.

4.Оптимальная налоговая система.
Максимальное использование национального капитала.

11. Эффективно образованная Россия. Оптимизация затрат на образование при наибольшем эффекте.
1.2. Нормативно-китериальная база обращения товарно-денежной массы. Основа налоговой системы. 5. Объективная бухгалтерская отчетность и автоматизированные методики анализа. Устойчивость бизнеса.

12. Компьютерные образовательно-просветительские программы для школ. То же, что 11.

1.3. «Приведенные величины».
Понимание природы ситуации.

7. «Малый бизнес РФ».
Основной агент модернизации.

13. Изучение параметров сферы искусства в стране. Оптимизация культурной политики.

6. Методы логико-математического анализа экономической эффективности управления регионом.
Существенная оптимизация использования бюджетных и иных средств.
Максимальное использование региональных ресурсов.
Повышение инвестиционной привлекательности.Своевременное устранение барьеров развития.

8. «ЖКХ Россия».
Крупный инструмент развития малого бизнеса и сфера применения банковского капитала.

14. Изучение влияния журнала «Личность и Культура» на формирование понятийного аппарата читателей. То же, что 13.
9. «Малые города – большая Россия». Практическая площадка для проекта 1.  

15. Молодежный портал для детей от 7 и молодежи до 18-20 лет.
Социализация молодежи.

10. Культурно-деловой центр международного бизнеса.
Поддержка всего экономического блока Мегапроекта.

16. Этико-эстетический конструктор.
Эстетическое развитие детей и их социальная ориентация.

19. Изучение влияния баланса экстравертных и интровертных свойств сознания человека.
Существенное повышение продуктивности интеллекта в сфере образования и практической деятельности.
Профилактика деструктивных мотивов поведения. 


20. «Санкт-Петербургская школа социологии экономики».
21. «Санкт-Петербургская школа социологии образования».
22. «Санкт-Петербургская школа социологии искусства».
23. «Санкт-Петербургская школа социологии СМИ».
Векторы развития научно-практической базы.

17. Учебно-просветительские Интернет-программы
«Искусство и мы» для людей старше 16 лет.
Благоприятный психологический климат в обществе на основе общепринятых норм морали и уважения к личности, закону и государству.

18. Дети Петербурга.
Профилактика и преодоление кризисных ситуаций